Автор статьи: Смородина Ольга Анатольевна педагог-психолог высшей категории г.Нижневартовска МБОУ «СОШ №23 с УИИЯ» Формирование универсальных учебных действий и их психологические особенности у школьников в свете внедрения и реализации ФГОС. |
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Концепция ФГОС образования второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Все это придаёт особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретённые в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка. Для меня, как для педагога-психолога, встала задача создания программы «Лучики счастья» для первого класса. Она напечатана в сборнике «Образовательный потенциал» (материалы Международной ярмарки образовательных технологий) 1часть в 2011году и успешно апробируется на базе МБОУ «СОШ №23 с УИИЯ».
Цель – повышение адаптации ребёнка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
- cовершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
- выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
- продолжать формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
- cовершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;
- способствовать развитию уверенности в себе, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35-45 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.
Особенность данной программы заключается в том, что 1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
Общий замысел - создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребёнка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:
- умение слушать другого человека;
- умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
- умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
- умение присоединиться к группе, познакомиться;
- умение дискутировать.
Каждый ребёнок понимает, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности - это его уникальность и неповторимость. И это - здорово. Дети учатся планировать время, делать с удовольствием то, что делать необходимо, получают опыт дружбы и конструктивного общения.
Предполагаемые результаты:
Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.
Критерии эффективности программы:
- Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.
- Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
- Знание себя каксвободной, психологически образованной личности.
Базой для реализации программы выбрана Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков г. Нижневартовска.
Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Продолжая психологическое сопровождение обучающихся начальных классов я приступила к разработке следующей программы «Азбука здоровья» - программа универсальных учебных действий, для обучающихся второго класса, которая напечатана в сборнике «Образовательный потенциал» (материалы Международной ярмарки образовательных технологий) 2 часть в 2013году.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои
действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В процессе освоения материалов обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе).
Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Уроки общения «Азбука здоровья» проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.
Критерии эффективности программы:
- Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.
- Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
- Знание себя каксвободной, психологически образованной личности.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счёте. Забывают, что ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Проводимые занятия и исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 76% и всего 36% обучающихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам и дедушкам. Только у 22% детей обучающихся 1-х классов родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители общаются с учителем), и у 26% обучающихся – родители очень редко интересуются.
Исходя из проведённых исследований у меня возникли противоречия:
- между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;
- между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребёнка.
С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребёнке. Таким семьям необходима помощь.
Для нашей школы с углубленным изучением иностранных языков приоритетными являются направления:
- Художественно-эстетическое направление
- Интеллектуальное
- Социальное
- Военно-патриотическое
- Духовно-нравственное
- Здоровьесберегающее
- Воспитание хозяина Земли.
Я пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения проблемы - это создание родительского клуба «Лучик», которая опубликована в сборнике материалов Международной научно-практической конференции: «Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации», в 2013году.
Проблемы:
- Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье
- Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.
- Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).
Концептуальные идеи программы.
Цель: создать благоприятные условия родителям и обучающимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.
В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:
- принцип актуальности призван обеспечить обучающихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
- принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объём информации;
- принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
- принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как обучающихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.
Задачи:
- Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через совместную работу с родителями.
- Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.
- Создать условия для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.
Стратегия.
- Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами родительского клуба «Лучик».
- Посещение родителями занятий для обучающихся 1-х классов по программе «Лучики счастья», в рамках дополнительного образования.
- Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.
- Создание “Книги отзывов о встречах”.
- Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребёнка”.
Таким образом, я считаю, что основная цель начального обучения - помочь ребёнку пробудить все заложенные в нём задатки при помощи сформированности универсальных учебных действий, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге, обеспечить такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Познакомиться с программами, уважаемые педагоги-психологи, вы можете на моём персональном сайте http://nsportal.ru/smorodina-olga-anatolevna