.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Процесс получения детьми дополнительного образования регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования.
Основой для разработки и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования являются интересы и склонности обучающихся. На основании их из обучающихся формируются группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские. Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Занятия проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Приоритетной формой организации дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов является обучение совместно с другими обучающимися. Такая форма организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью позволяет реализовать принципы инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их сверстников является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений.
Формы психолого-педагогического сопровождения семьи в ДОУ
Индивидуальные формы:
Коллективные формы:
Адаптированная образовательная программа (АОП) - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования, включают в себя: использование адаптированных образовательных программ, а также методы и средства обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.
Некоторые виды адаптированных образовательных программ дошкольного образования (АОП ДО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) :
Для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В разработке адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвует междисциплинарная команда специалистов. Некоторые из них:
- Педагог-психолог. Оценивает эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки, рекомендует методы психолого-педагогического сопровождения, проводит коррекционные занятия (при необходимости).
- Учитель-дефектолог, логопед. Проводит углублённую диагностику речевого и когнитивного развития, определяет направления коррекционной работы, разрабатывает индивидуальные занятия и упражнения.
- Медицинский работник (медсестра, врач). Учитывает состояние здоровья воспитанника, противопоказания, даёт рекомендации по организации режима дня, двигательной активности.
- Старший воспитатель, методист. Координирует разработку адаптированной образовательной программы, обеспечивает её соответствие требованиям ФГОС ДО и заключению ПМПК.
- Родители (законные представители). Предоставляют медицинские документы, заключения, участвуют в обсуждении целей и содержания, выполняют рекомендации педагогов в домашних условиях.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия определяет программное обучение для детей с отклонениями в развитии.
Заключение ТПМПК - заключение, которое психолого-медико-педагогическая комиссия выдает по итогам комплексного диагностического обследования ребенка. В данном документе сформулированы особые образовательные условия, необходимые для реализации образовательного процесса; рекомендуется вариант образовательной программы, перечень специалистов и направления их коррекционно-развивающей деятельности; указывается необходимость технического ассистента (помощника), тьюторского сопровождения.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая согласен, вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.